inchief

kmartynov


равновесие с небольшой погрешностью


Previous Entry Поделиться Next Entry
inliberty: этика это свобода
inchief
kmartynov

Bioshock-Infinite-Screenshot-Wallpaper-Comstock-Statue

Для весенней школы Inliberty попросили ответить на вопрос, зачем нужна этика. Я высказал несколько гипотез, но центральная строится от ценности свободы. Тезис заключается в том, что этика нужна людям, которые намерены жить свободными.

Представим себе мир, где не существует этики. В этом мире по-прежнему действуют люди, имеющие различные, взаимоисключающие интересы. Если мы уходим от войны всех против всех, то передаем полный контроль над ситуацией государству. Любое столкновение интересов регулируется законом или становится предметом судебного разбирательства. Тем самым растет могущество государства: ни одно социальное действие не происходит без его вмешательства.

Этика — это система неформальных договоренностей, которая пересобирается в режиме реального времени участниками социального проекта, ищущими корректные ответы на новые вопросы («является ли просмотр порнографии видом супружеской измены»).

Важнейший момент тут состоит в том, что хотя государство может быть субъектом этического суждения, у него почти никогда нет монополии на него (в отличие от знаменитой монополии на легитимное насилие). Государство всегда один из участников этической дискуссии, но не автор монолога о морали. Исключение — тоталитарное государство, где партия становится синонимом бюрократии, и одновременно единственным моральным агентом. Задача государства — монополизировать этику и превратить ее в «устное право» в целях максимизации своей власти. Задача общества не допустить такого сценария и решать максимальное число конфликтов на уровне этики, не прибегая к услугам государства.

В аморальном и несвободном обществе люди заняты поисками коррупционных возможностей и удовлетворением требований начальства. Чем выше уровень свободы в обществе, тем больше люди вынуждены обсуждать неформальные правила взаимного сосуществования — дискуссия об этике становится ядром публичной сферы. Именно по этой причине для российского общества дикостью выглядят те дискуссии, которые ведутся сегодня на западе. Зачем дискутировать, если есть традиционные ценности, т.е. если начальник всегда прав.

Originally published at kmartynov.com. You can comment here or there.

Метки:

  • 1
Этика - это наиболее оптимальные правила организации общества. Противоречие этического поведения интересам отдельной личности заставляет некоторых делать вывод о ее искусственности, идеалистичности. Но в этом проблема мышления от субъекта. Потому что в истории конкурируют не субъекты, а общества, придерживающиеся определенных этических норм.

Свобода является не столько целью, сколько условием этического поведения, так как моральный выбор может стоять только перед свободным человеком.

Государство не может быть субъектом этического поведения, а является результатом такого поведения. 99% взаимоотношений между гражданами регулируется этическими нормами. Идея монополии государства на насилие порочна. Соединенные Штаты построены на праве граждан на вооруженное восстание против узурпации власти. Сегодня гарантом демократии в мире является не авианосец "Нимиц", а кольт 45-го калибра в прикроватной тумбочке мисис Смит из Арканзаса. И поэтому вызывает тревогу развернувшаяся в последнее время компания по ограничению прав граждан США на владение огнестрельным оружием. Похоже, что именно это право является единственным на сегодня препятствием для американской финансовой олигархии на пути окончательного закрепления неофеодального режима, уже существующего де факто.

Что касается традиционных ценностей, то сегодняшние так называемые дискуссии по их поводу ведут люди, не разбирающиеся в глубоком смысле этических норм. Даже Ваш текст не блещет глубиной. И я уверен, что это не связано с низким уровнем интеллекта или образования. Сегодня бывает очень выгодно валять дурака. "Типичное начало новой эры торжества прогрессивных идей".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account