?

Log in

No account? Create an account
inchief

kmartynov


равновесие с небольшой погрешностью


Previous Entry Поделиться Next Entry
неандертальцы, гены и социальные науки (факультатив 2 курса)
inchief
kmartynov

Уважаемые студенты Высшей школы экономики, а особенно философы 2 курса. В четвертом модуле я буду читать обзорный курс «Неандертальцы, гены и социальные науки: введение в современную антропологию». Там много всего полезного, начиная от обсуждения литературы про «альтернативные человечества», которой сейчас очень много через биотехнологическую утопию Фрэнсиса Фукуямы и поиску морали у мышей к истории любви между аналитической философией и биологией (в лице Деннета). И также обязательно обсудим, как жить по вегану на примере Питера Сингера.

Времени мало, поэтому если хотите, чтобы все это безобразие в виде факультатива состоялось, записывайтесь в ближайшие дни в учебной части. По опыту более старших курсов к этому объему знаний приходится потом возвращаться очень часто в самых разных контекстах.

Программу прилагаю. И буду благодарен за репосты.

ngss

Тема 1. Эволюционная теория в современном мире

Что в точном смысле утверждает современная теория эволюции?
Существуют ли альтернативы дарвинизму?
Можем ли мы называть дарвинизм «только теорией»?
Как была создана современная теория эволюции?
Что не ясно биологам-теоретикам сегодня?

Карл Циммер “Эволюция. Триумф идеи”. М., 2013.
Ричад Докинз “Величайшее шоу на Земле. Свидетельства эволюции”. М., 2009.

Тема 2. Антропогенез. Что шимпанзе говорит о человеке?

Современные представления о происхождении человека
Направления эволюции рода Homo и его расселение по планете
На что была похожа жизнь эректусов?
Почему у человека разумного такой большой мозг?
Что мы можем узнать о людях, наблюдая за шимпанзе?

Александр Марков “Эволюция человека. Т.1 Обезьяны, кости и гены”, М., 2012.
Джаред Даймонд “Третий шимпанзе”, М., 2013.
Десмонд Моррис “Голая обезьяна”, М., 2008.
Peter Gardenfors “How Homo Became Sapiens”

Тема 3. Неандертальцы и альтернативное человечество

Почему неандертальцы — это не наши вымершие предки
Что мы знаем о жизни и культуре неандертальцев
Евразия 50 тысяч лет назад: “хоббиты”, “эльфы” и люди

Л.Б. Вишняцкий “Неандертальцы: история несостоявшегося человечества”. М., 2010.

Тема 4. Альтруизм и мораль у приматов и других животных

Как приматологи изучают поведение обезьян
Теория происхождения этики: первая интервенция биологии в социальную теорию
Экспериментальные подтверждения наличия эмпатии у мышей

Франс де Валь “Истоки морали. В поисках человеческого у приматов”. М., 2014.
Александр Марков “Эволюция человека”, Т.2.

Тема 5. Биологический редукционизм в социальных науках

Генетический редукционизм и современная политическая теория
Споры о половом диморфизме: сущесвует ли “женский и мужской” пол?
Как биологи объясняют возникновение полов у животных
Дискуссия о пределах биологического редукционизма

Александр Марков “Эволюция человека”, Т.2.
Jess Prinz “Beyond Human Nature. How Culture and Experience Shape Our Lives” (2013)
Ричард Конифф “Естественная история богатых” М., 2004.
Мэтт Ридли “Секс и эволюция человеческой природы” М., 2012.
Карл Циммер “Паразиты” М., 2011.
Jerome H. Barkow Missing the Revolution: Darwinism for Social Scientists (2006)

Тема 6. Эгоистичный ген, мемы и расширенный фенотип

Вклад Ричарда Докинза в современную дискуссию о значении биологического знания
Концепция эгоистического гена и ее критика
Действительно ли существуют мемы?
Трансцендентализм и гены в работе “Расширенный фенотип”

Ричард Докинз “Эгоистичный ген”, М., 2001.
Ричард Докинз “Расширенный фенотип”, М., 2011.

Тема 7. Проблема специесизма в работах Питера Сингера

Проблемы распространения этики на другие биологические виды
Животные как объекты и субъекты морали
Идеи Сингера в “Освобождении животных”
Критика капитализма в работах Сингера
Прикладные последствия отказа от специесизма: веганы и борцы за права животных

Питер Сингер “Освобождение животных”, Киев, 2002.

Тема 8. Происхождение тезиса о человеческой исключительности и его критика

Культурные и интеллектуальные корни идеи о человеческой исключительности
Европейский рационализм и культурная антропология
Тезис о человеческой исключительности и современная наука
Последствия отказа от тезиса об исключительности
Идея клуджа как ключа к эволюции человека

Жан-Мари Шеффер “Конец тезиса о человеческой исключительности”, М., 2011
Гари Маркус “Несовершенный человек. Случайность эволюции мозга и ее последствия”. М., 2011.
Steven Pinker “The blank slate: the modern denial of human nature” (2002)

Тема 9. Политические последствия биотехнологической революции

Права человека и неизменность человеческой природы
Антиутопия генетического контроля
Проблема продления жизни и будущее человечества

Фрэнсис Фукуяма “Наше постчеловеческое будущее” М., 2005.

Тема 10. Современная аналитическая философия и эволюционная теория

Дэниел Деннет и апология эволюции
Идея эволюционной психологии и ее влияние на философию сознания
Каузальные объяснения и происхождение человеческой психики

Daniel Dennet “Darwin’s Dangerous Idea: Evolution and the Meanings of Life” (1996)
Dylan Evan “Introducing Evolutionary Psychology” (2000)
Janet Richards “Human nature after Darwin: a philosophical introduction” (2000)

Биология в течение последних десятилетий развивается быстрее других наук. В первую очередь это связано с интеллектуальной революцией, которая привела к математизации биологического знания и активному использованию в нем компьютерных моделей. Мы наблюдаем взрывной рост исследований в области генетики, которые уже сегодня выходят из лабораторий и начинают влиять на повседневную жизнь людей в развитых странах (генно-модицифированный продукты, исследования генома человека и ранняя диагностика генетических заболеваний).

Кроме того, ученые-биологи, начиная с 70-х годов прошлого века сделали множество открытий, связанных с поисками ископаемых останков, в первую очередь останков человеческого вида, о которых широкая публика по-прежнему имеет самые обрывочные сведения. Эти открытия нуждаются в осмыслении и интеграции в нашу картину мира.

Биологическое знание активно вмешивается в сферу социальных наук, предлагая редукционистские объяснения для явлений, которые прежде списывались на свободу воли человека и особенности культуры. Результаты, полученные биологией, заставляет нас пересмотреть наши взгляды на природу человека, морали, даже на отношение между полами.

Мы выясняем, что человек вовсе не являлся уникальным разумным существом, венцом творения. Современная наука утверждает, что между нами и другими животными нет принципиальной разницы. Здесь возникают политические и мировоззренческие проблемы, которые обсуждаются сегодня биологами и философами, в том числе в рамках аналитической философии.

Курс “Неандертальцы, гены и социальные науки” представляет собой популярный обзор развития биологического знания в контексте социальных наук, обсуждение места человека в современной научной картине мира, а также обсуждение потенциальных политических последствий новейшей революции в биологии.

)

Originally published at kmartynov.com. You can comment here or there.



  • 1
Такой вольный вопрос: для темы 9 Вы не рассматривали возможность использовать материалы "Суммы технологий" Станислава Лема?
Если думали включить эту книгу (либо другие работы С.Л.), но отказались - то в силу каких соображений?

Я его проигнорировал по каким-то причинам в детстве, а что там есть релевантного? Я пытался листать.

По теме лекции там главы вторая и восьмая. Однако уж сильно "глубокая" футурология, в добавок - полувековой давности и изложенная тяжеловесным языком a la немецкая философия.
Мой вопрос не без подвоха - зная о Вашем интересе к теме было любопытно: писания Лема как-то входят в компедиум или нет (без всякой оценки, просто как факт).
Был свидетелем как в 2000 - 2001 году при собеседовании с кандидатами на должность аналитика (промышленная компания) руководитель спрашивал - что читали у С. Л. (вообще), насколько поняли и как интерпретировали. Выяснилось что подавляющее большинство знают его творчество только по фильму Тарковского.

Личные вкусы в таких случаях, конечно, часто много значат, но только тут двухсторонняя игра, можно тех, кто только Лема читал на эту тему заподозрить в устаревании )

Это само собой))
Тем более Лем даже не собственно учённый, да и популяризатором его во многих отношениях назвать трудно. Скорее - транслятор во времена глухомани, когда первоисточники западной мысли / науки были довольно крепко изолированы от жаждующих знаний молодых умов (в массе) в странах Восточной Европы.

  • 1