?

Log in

No account? Create an account
inchief

kmartynov


равновесие с небольшой погрешностью


Previous Entry Поделиться Next Entry
1977: мир, выпавший из утопии
inchief
kmartynov

438101

Ключевой нарратив, описывающий-предсказывающий распад советского общества, — это не «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года» Амальрика, например, а «Служебный роман» Рязанова. Хотя бы по той причине, что со вторым ознакомились, приняли и согласились бессчетное количество людей.

Собственно, «Служебный роман» — это двухсерийная история умирания советского человека. Советским человеком быть решительно невозможно, и он сбрасывает свою кожу, под которой оголяется нерв мелкобуржуазного существования. Советский человек хотел быть субъектом некоторого невиданного прогресса, но его отбросило на несколько десятилетий назад — он хочет пожить по-человечески, беря за образец довоенную Европу.

Самый очевидный сюжет здесь — крах советской женщины Людмилы Прокофьевны, которая обнаруживает, что самостоятельность, карьера и руководство крупным советским предприятием счастливой ее не делает, а нужны ей для счастья наряды, цветы и муж. Так что она несколько утрированно даже начинает делать из себя женщину — феминистки бы сказали, подчиняться мужским стереотипам о «прекрасном поле», короче, запускает процедуру самообъективации. Прямо по Фуко, она накладывает на свое тело дисциплинарные практики — учится у секретарши правильно вести себя как женщина, правильно ходить и так далее.

С другой стороны, ее альтер-эго Новосельцев проходит становление классического буржуазного мужчины. Карьерные перспективы в советском обществе у него минимальные, он может стать заведующим отделом в статистическом управлении, и он реализует себя иным способом — завоевывает престижную женщину, одновременно романтический трофей и признак состоявшегося мужчины. Очевидно, что параллельно Новосельцев должен освободиться от бытовых функций, которые закреплены в буржуазном обществе за женщинами: заботиться о его детях отныне будет Людмила Прокофьевна. Новосельцев хотя и справлялся с родительскими обязанностями, но показано было это так, как если бы мужчина ничем подобным заниматься не должен. Новосельцев пока рохля и неудачник, еще и отец-одиночка, это две стороны одного явления. Он должен преодолеть это недоразумение, женившись на Людмиле Прокофьевне. В 90-е Новосельцев, воспользовавшись новыми связями, должен был бы стать бандитом или олигархом.

Распад общества существует не только на личном уровне, он охватывает и всю циклопическую организацию Людмиле Прокофьевны. Формально задача Новосельцева, как и всего коллектива статистической конторы заключается в том, чтобы планировать советскую экономику, и предсказывать, сколько тех или иных товаров народного потребления следует производить. Но на самом деле статистики с этим не справляются — тактически потому, что Новосельцев не подготовил отчет, а на более общем уровне в силу несовершенства природы человека. Вместо того, чтобы подобно красным суперменам, героически сражаться с несовершенством плана и товарным дефицитом, герои картины заняты выстраиванием матримониальных или клиентских сетей. Новосельцев находится в романтическом делирии, куда он вовлекает и Людмилу Прокофьевну, где-то рядом решает свои амурные вопросы секретарша Верочка, Ольга Петровна Рыжова поглощена написанием советской версии «Декамерона» в адрес Самохвалова, и даже трагическая фигура заведующего отдела пищевой промышленности Бубликова испытывает эротические позывы, глядя на ноги, проходящих мимо статистиц. Кульминацией этого отказа от публичного в пользу советского частного становится сцена, в которой коллектив Людмилы Петровны занимается ритуальным нанесением макияжа — делается это утром, в рабочее время, в советской версии open-space, и считается легитимным поводом отложить проблемы плановой экономики на время после обеда.

Попытки же быть советским человеком в мире «Служебного романа» решительно разоблачаются в качестве радикального лицемерия. Так происходит, например, когда Самохвалов пытается решить проблему интимной страсти Ольги Петровны через коллектив — то есть поступает тем способом, который предписывался всей традицией соцреализма.

Я как-то писал про Павку Корчагина, что это глубоко фрейдистский персонаж, который хотел женщину, но раз за разом понимал, что может любить только партию. «Служебный роман» — это мир, сорвавшийся из утопии и стремительно падающий на землю. Ему было суждено разбиться.

Originally published at kmartynov.com. You can comment here or there.

Метки:


"Формально задача Новосельцева, как и всего коллектива статистической конторы заключается в том, чтобы планировать советскую экономику, и предсказывать, сколько тех или иных товаров народного потребления следует производить" -

господь с вами.
можно подумать, вы того не знаете.
никогда подобная задача на ЦСУ и его органы не возлагалась.
этим занимался Госплан - плохо или не очень, другой вопрос.
на основании статданных, ессно - но он, а не статорганы.
ЗЫ. и да, уж бандит-то из Новосельцева в вашем предположении - тот еще)))
поржал от души, хоть и сдерживая себя, ибо ночь вообще-то, семья спит, один ваш покорный слуга тут вас чтит...)
а в целом - согласен по сабжу...

Edited at 2015-06-04 01:00 (UTC)

С чем же можно согласиться???? Где это место в текстиле постика???

Edited at 2015-06-21 14:16 (UTC)

(Удалённый комментарий)
Но если партию вместо женщины — то это точно не "фрейдизм".

Фу, как Вы по-советски безапелляционно, сухо и безжизненно разложили фильм.

Да нет, как раз советские современники в основном этот фильм любили...
А вот новым поколениям он чем-то неприятен, в отличие от "Иронии судьбы".

(Удалённый комментарий)
+1

Фиг поймёшь, это или тончайшая ирония, или полная клиника.

"Гараж" Рязанова примерно о том же.

Хорошего дня и замечательного настроения!)

"В 90-е Новосельцев,воспользовавшись новыми связями,должен был бы стать бандитом или олигархом."
Браток Новосельцев это что-то.Олигархом еще туда сюда и то,потому-что многим заводы и пароходы просто дарили,главное было вывести их из под государства.Но скорее всего и это у него отжали бы в первый же месяц хваткие,хищные ребята.

Этот мир мог бы оставаться таким

и до сегодняшнего дня, если бы история не послала совку Горби. Он все сдвинул, сам того, конечно, не желая.
У СССР было все, чтобы жить как Северная Корея идеологически, но намного лучше в материальном плане.
Только и исключительно роль личности в истории, как Ленин, Гитлер (не Сталин только, он уже просто шел за Лениным, который дорогу расчистил))

Re: Этот мир мог бы оставаться таким

Заблуждение!

Прекрасно написано ! Спасибо ! Зафрендил Вас.

Чтобы судить надо хотя бы посмотреть. Про Павку вообще бред... Автор не смотрел первое не читал второе, но осуждает... Или дурак.

И тут пидар ,либераст..И икперд...И по лекалам "сионских мудрецов"..Читайте первоисточник .....И...

Edited at 2015-06-20 04:47 (UTC)

С ума сойти, это убойная критика моего любимого фильма ))) Вы не могли бы еще составить пост про мультфильм "Чебурашка"? )))

Edited at 2015-06-20 11:09 (UTC)

Я как-то писал про Павку Корчагина, что это глубоко фрейдистский персонаж, который хотел женщину, но раз за разом понимал, что может любить только партию.
...............…

Но это относится ко всем ярким персонажам французской революции..... И ко многим другим идеалистам… в чем новизна вашей идеи???

Кстати образ Павла подтверждает серьезность и жизненность коммунистической идеи, но не ее никчемность……

Самый очевидный сюжет здесь — крах советской женщины Людмилы Прокофьевны, которая обнаруживает, что самостоятельность, карьера и руководство крупным советским предприятием счастливой ее не делает
………

Вывод неправильный!!!!!

Ее образ говорит не о КРАХЕ , а о торжестве этой женщины в той социальной системе, в которой она существует……

Вы что-то грандиозно напутали……

А в чем выражается торжесиво, в том, что она стала руководителем?